Главная МЖК МЖК ВЧЕРА МЖК СЕГОДНЯ От мечты к реальности Форум Контакты

   Коллеги, и другие интересующиеся процессом развития альтернативных способов формирования среды обитания по месту жительства, таких, например, как МЖК. Я сознательно выделяю именно такую организационную форму, так как она стоит особняком от всех прочих форм, которые существуют в нашей стране.

   Для простоты понимания попробуем разложить систему, приводящую к обретению жилья некоей Российской семьей.
И так, что для этого нужно :
А)
  1. Земля;
  2. Инженерные системы и сети;
  3. Проект;
  4. Строительные материалы;
  5. Деньги.
Б) Возможны различные варианты из п.п. 1-5 раздела А.
В) Большие деньги (тогда 4 пункта раздела А не важны).

   Будем исходить из предложения, что Государство реально решило помочь своим гражданам стать жителями комфортного, современного жилья. Предложенное допущение работает в полную силу только тогда, когда по всем п.п. 1-5 Государство является активным участником, заинтересованной стороной, а не стороной получающей сиюминутную выгоду. Согласитесь, что без долгосрочной перспективы, с горизонтом планирования по человеческим ресурсам (а это самый главный ресурс) на многие годы (ну хотя бы на 30-50 лет), у Государства мало шансов на благополучное будущее, а может и вообще будущее.

   Сегодня, практически, все ресурсы : земля, сети, газ, вода, инженерия, находятся либо в собственности Государства, либо Государству принадлежит контрольный пакет в уставном капитале монополиста.

   Что у нас остается вне зоны прямого Госучастия : проекты, стройматериалы, деньги. Хотя создать (частично есть в РЖС) банк проектов, который можно использовать, только привязывая к конкретному месту совсем несложно. Но с другой стороны, проект не слишком дорог, чтобы не найти деньги на его разработку.

   На сегодняшний день в том или ином виде Государство пытается ответить на поставленные вопросы. Земля, проекты, инженерия – это РЖС, деньги - это АИЖК. Казалось бы, все поставленные вопросы Государство решает, тут и обсуждать нечего. Но это только на первый, не слишком пристальный взгляд.

   Давайте посмотрим на проблему пристальней и попытаемся разобраться, почему все программы «Жилище», «Жилье для Российской семьи» не решают те задачи и в той мере, какая необходима для распутывания всего клубка проблем : жилье, семья, работа, рождаемость, привязанность к родному дому и т.д.

   А все потому, что : все перечисленные ФЦП разрабатывались с учетом интересов чиновников, монополистов, банков и т.д., но никак не учитывался имеющийся опыт МЖК, когда за 5 лет строительства жилья в новой необычной конфигурации (сами строим – сами живем), это движение приобрело массовый характер на всем пространстве СССР. Те есть, сам «бенефициар», получающий весь объем внимания и «довольствия» от Государства, практически не брался в расчет. Учитывалось «главное» на взгляд чиновника (банкира), это возможность взять и оплачивать кредит. Главным во всей схеме приобретателя жилья стал материальный достаток. Невольно вспоминается анекдот про несуна с оборонного завода, который таскал детали с работы, а потом, что бы ни собирал, всегда получался автомат. Так и у нас.

   Что бы хотелось нам ? Если совсем просто, то дать возможность не только тем, кто проходит горнило банков на взятие кредита, но и всем активным, («активным» является ключевым) гражданам стать участником программы строительства жилья для себя. Таких программ в РФ не существует ! Подобная программа возможна только при условии, что Государство в лице своих лидеров вдруг осознает, что решение такой важной задачи, как вовлечение масс молодежи в процесс создания «среды обитания» по месту жительства гораздо важнее сегодняшних новелл патриотического воспитания, воцерковления, популяризации семейной (традиционной) жизни и т.д. Потому что, такое движение без дополнительных штампов, проповедей, манипуляций и пропаганды само, через решение насущных проблем учит всему, перечисленному выше, цементирует общество, оздоровляет его, воспитывает, а самое главное, становится опорой Государства.

   Вряд ли можно представить МЖК гомосексуалистов, МЖК наркоманов, МЖК алкоголиков и т.д. Скорей традиционные, здоровые силы МЖК не дадут сползти в таком микросоциуме к различным вывертам, т.к. в основе таких сообществ стоят люди – созидатели, готовые на деяния полезные и общественно значимые, с правильными жизненными установками.

   Как уже было сказано выше, сегодня, а мой личный опыт и опыт моих друзей это подтверждают, рассчитывать на то, что вдруг чиновнику придет в голову услышать наши предложения, а как-то задуматься о том, что можно решать поставленные задачи как-то иначе. Что же должно произойти, чтобы «чиновник» нас услышал.

   Опять же личный опыт мне подсказывает, для того, чтобы «чиновник» вдруг обрел «слух», необходима мотивация. Это либо требование более высокого чиновника, либо выгода, либо страх. Сдается мне, что, скорее всего из перечисленных мотиваций будет страх, страх недовольных масс, которые начинают уставать от обещаний лучшей жизни, а при этом катиться в неизвестность и хаос (ЖКХ, медицина, образование, налоги, пенсии и т.д. и т.п.).
   Порой, когда я оглядываюсь назад и думаю, как под занавес строительства развитого Социализма удалось поднять и запустить машину под названием МЖК, то для себя нахожу следующие ответы :
  1. Корабль под названием СССР уже штормило и внутри общества, в том числе в среде коммунистов, а самое главное, комсомольцев, стали, скорее неосознанно, искать для молодежи реальные жизненные проекты;
  2. Были пилотные проекты, которые показали свою жизнеспособность и востребованность , которые, применив в масштабах страны, можно было развивать снимая внутреннее напряжение общества.
   Не напоминает ли сегодняшняя ситуация ту, которая была 30 лет назад ?
С точки зрения возможностей – сегодня их даже больше, чем 30 лет назад :
  1. Есть опыт
  2. Есть люди
  3. Есть запрос общества ?!
  4. Есть запрос от предприятий обороны и космической отрасли
  5. Есть полигон для пилотных проектов – РЖС
П.п. 4, 5 – это потенциальная возможность, но мы не умеем ими пользоваться. Надо, похоже, пробивать эту толстую броню непонимания, используя весь наш потенциал. Поскольку наши «монетаристы» ничего, кроме как сделать «доступной» ипотеку, а для этого бюджетные деньги опустить «в сливной бачек» под названием банк в виде субсидий на уменьшение % ставки для заемщика до 12% годовых. Вот это подарок, и опять же для «избранных» - в кавычках, т.к. это подразумевает отбор по материальным возможностям. Данный «велосипед» подразумевает либо дотации всем получившим кредит в текущем году на весь срок кредита (в среднем 15 лет), и без появления таких программ в последующие годы, либо весь бюджет уйдет в коммерческие банки. Т.е. чтобы «не упасть», педали данного «велосипеда» надо крутить всегда. Абсолютно идиотское решение.

   Попробуем продемонстрировать сказанное на цифрах и дать возможные решения, гораздо более эффективные, если не ставить задачу обогащения банков, а решать задачу предоставления жилья гражданам.
  1. Государство выделяет 20 млрд. рублей в рамках целевой программы «Жилище».
  2. Этих денег должно хватить на выдачу 400 млрд. в виде ипотечных кредитов (по заявлениям правительства).
  3. Льготная ставка будет действовать для ипотечных кредитов, выданных с 01.03.15 г по 01.03.16 г.
  4. Процентная ставка по кредиту снижается до 13% (Сбербанк объявил 12,9%).
  5. В перечень банков, участвующих в программе субсидирования процентных ставок включены 27 банков. Все банки должны подать заявки на планируемые объемы выдачи кредитов. В случае если сумма всех заявок, превысит 400 млрд. рублей, размер заявок снизится пропорционально для всех банков. Сбербанк подал заявку на 200 млрд., ВТБ на 100 млрд.
  6. Ипотечные кредиты будут выдаваться только для покупки новостроек у юридических лиц.
  7. Предельная сумма кредита дл Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области – 8 млн. рублей, для регионов – 3 млн. рублей.
  8. Средний размер выданного кредита в 2014 году по России 1 741 000 рублей.
  9. Количество кредитов выданных в 2014 году - 1 012 312 штук.
  10. Средняя цена квадратного метра в ипотечных квартирах в 2014 году- 53 931 руб.
  11. Средневзвешенный срок по ипотечным кредитам в 2014 году -180 месяцев
  12. Предполагаемое количество кредитов с субсидированной ставкой – 400 млрд / 1 741 000 руб= 229 753 кредита.
  13. Расчет расходов необходимых для субсидирования процентных ставок
    по ипотечному кредиту:
    • Минимальный размер субсидируемой ставки: 18%- 13%=5%.
    • Размер субсидии по среднему кредиту (1741000 руб) при сроке кредита
    • 180 месяцев (15 лет) – 737164 рублей.
  14. Размер всех субсидий: 737164 руб.*229753 штук=169 365 640 492 руб - Это 169 млрд.
  15. Размер субсидий в первый год: 85233,6 руб*229753штук=19 582 675 300 млн - Это 19,6 млрд.
  16. За 169 млрд. рублей можно построить жилья:
    • при стоимости 53 931 рублей за кв. м. - 3 140 413 кв. м. - это 52 340 квартир площадью 60 кв. м.
    • при стоимости 30 000 рублей за кв. м. – 5 645 521 кв. м. - это 94 092 квартир площадью 60 кв. м.
   А как можно было бы использовать деньги Бюджета по-другому.

ВАРИАНТ А. – дотация каждому нуждающемуся до 30% от стоимости жилья на начальном этапе подготовки и строительства.
  • Оплата Государством 30% стоимости жилья для участников пилотных проектов МЖК, позволит помочь 313 тысячам семей (при стоимости жилья 30 т.р/кв.м. и площади квартиры 60 кв.м.).
  • При стоимости квартиры 30 т.руб. х 60 кв.м. = 1800 тыс.руб. изначально, но в условиях уменьшения стоимости за счет программы лично участия 1800 т.р. – (1800 т.р. х 0,25) = 1350 т.р. 1350 т.р. – 540 т.р. (дало Государство) = 810 т.р.
  • Если использовать материнский капитал, то цена покупки обойдется на старте для покупателя : 810 т.р. – 451 т.р. = 395 т.р.
ВАРИАНТ Б. – деньги Государства идут в гарантийный фонд ипотечно-потребительского кооператива (ИПК), что создаст подушку безопасности для привлечения самого широкого круга потенциальных участников. Такой механизм дает возможность принять участие в программе накопления буквально для всех, но это создает альтернативу банкам, лишая их возможности монопольно быть единственным, избранным ипотечным кредитором. Маловероятно, что эта перспектива их обрадует.
(Н.А. Пилипешин)

Вернуться назад



© 2015 Изготовитель сайта: Группа компаний "64x"     (495) 788-48-09